Согласно подходу, в детстве – особенно при нехватке безопасности, принятия, тепла и стабильности – у человека формируются
схемы: устойчивые убеждения о себе, других и мире. Например:
- «Меня никто не полюбит таким, какой я есть»,
- «Я не имею права на свои чувства»,
- «Если я совершу ошибку – меня отвергнут»,
- «Мне нужно быть идеальным, иначе я никому не нужен».
Схемы становятся
внутренними фильтрами, через которые человек воспринимает реальность – и встраиваются в привычные стратегии: избегать близости, угождать, подавлять чувства, самокритично наказывать себя, обесценивать поддержку и т.д.
Внутри этих стратегий действуют разные
режимы, или части личности: раненые, уязвимые, защищающиеся и наказывающие. Схема-терапия помогает увидеть и понять, как они формировались, и начать
менять отношения с ними, развивая в себе
внутреннего заботливого Взрослого – того, кто может слышать, поддерживать, защищать и давать то, чего не было тогда.